Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЗАНЯТИЕ-КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дата: 17 марта 2023 в 19:34, Обновлено 30 апреля в 21:20

Занятие-консультация для  родителей.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Проводить данную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

За один сеанс выполнять не более трех упражнений. Каждое упражнение повторять несколько раз, постепенно увеличивая количество повторений (пять, десять, пятнадцать, двадцать раз). Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают. Темп выполнения упражнений постепенно увеличивается.

Гимнастику проводят в течение трех-пяти минут.

Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения всех звуков.

Упражнение 1. «Окошко».

Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Ход выполнения упражнения:

Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию под счет до пяти.

Методические указания:

Следить, чтобы губы были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

При достижении первой цели возможны трудности: невозможность широко открыть рот, слабость жевательных мышц и невозможность удержания рта открытым. В случае возникновения указанных трудностей необходимы дополнительные упражнения для жевательных мышц, пока не появится возможность широко открывать рот.

Трудности достижения второй цели связаны в основном с малой подвижностью верхней губы, а также со сложностями удержания в поле активного внимания двух позиций: удержание рта открытым, поднимание верхней губы.

Упражнение 2. «Заборчик».

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Ход выполнения упражнения:

Улыбнуться, показывая верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до пяти.

Методические указания:

  1. следует следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы;
  2. если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать нижнюю губу;
  3. нижняя челюсть неподвижна;
  4. улыбка симметричная.

Упражнение 3. «Качели».

Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение.

Ход выполнения упражнения:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз». На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).

Методические указания;

  1. следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными;
  2. язык должен оставаться широким;
  3. следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала его.

Упражнение 4. «Вкусное варенье».

Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Ход выполнения упражнения:

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

  1. следить, чтобы работал только язык, а  нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх;
  2. язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта. Как только язык станет распластанным, «шпателем» поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Необходимо обратить внимание ребенка на активные движения широкого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимая к ней, боковые края смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки.

Упражнение 5. «Иголочка».

Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.

Ход выполнения упражнения:

Улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами. Удерживать под счет до пяти.

Методические указания:

  1. губы растянуть в улыбке без напряжения;
  2. язык не загибать и не касается губ;
  3. следить, чтобы язык не откланялся в сторону.

Упражнение 6. «Блинчик».

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Ход выполнения упражнения:

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте по счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания:

  1. нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;
  2. язык должен быть широким, края языка касаются углов рта;
  3. похлопывать язык губами несколько раз на одним выдохе (следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух);
  4. язык расположен в полости рта симметрично.

Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение 7. «Почистим зубы».

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

Ход выполнения упражнения:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Методические указания:

  1. губы неподвижны, находятся в положении улыбки;
  2. следить, чтобы язык у десен, а не скользил по верхнему краю зубов;
  3. следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Специальный комплекс упражнений

для правильного произнесения

свистящих звуков [с, з, ц].

«Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание:

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания:

  • Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
  • Загоняя шарик на одном выдохе, не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

Поиграю я в футбол и забью с разбега гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик.

«Наш послушный язычок»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание:

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте по счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания:

  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
  • Язык должен быть широким, края языка касаться уголков рта.
  • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если он делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

На губу язык клади, «пя-пя-пя» произноси.

Мышцы расслабляются, лопатка получается.

Ты под счет ее держи до пяти, до десяти.

«Лопатка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания:

  • Губы растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  • Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  • Боковые края языка должны касаться уголков рта.
  • Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наш послушный язычок».

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Почистим зубы»

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания:

  • Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
  • Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  • Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.

«Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания:

  • Следить, чтобы не надувались щеки.
  • Следить, чтобы ребенок произносил звук [ф], а не [х].

Специальный комплекс упражнений

для правильного произнесения

шипящих звуков [ш, ж, ч, щ].

«Наш послушный язычок»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания:

  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
  • Язык должен быть широким, края его касаться уголков рта.
  • Похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок при этом не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

На губу язык клади, «пя-пя-пя» произноси.

Мышцы расслабляются, лопатка получается.

«Приклей конфетку».

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.
  • Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  • Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Лопатка»

Цель: вырабатывать умение сдерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания:

  • Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  • Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  • Боковые края языка должны касаться уголков рта.
  • Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наш послушный язычок».

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Грибок»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

Методические указания:

  • Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
  • Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
  • При повторении упражнения надо рот открывать шире.

На лесной опушке, где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка – шляпка на макушке.

Звукознайкин в лес пошел и большой грибок нашел.

Вот и нет волнушки на лесной опушке.

«Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические рекомендации:

  • Следить, чтобы не надувались щеки.
  • Следить, чтобы ребенок произносил звук [ф], а не звук [х].
  • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

Поиграю я в футбол и забью с разбега гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик.

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» его наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаться уголков рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наш послушный язычок». Как только язык станет распластанным, нужно «шпателем: поднять его наверх и завернуть его на верхнюю губу.

Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму и варенье оближу.

«Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания:

  • Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.
  • Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
  • Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

К небу язычок прижми, челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой – гармонист ты не плохой.

«Фокус»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания:

  • Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  • Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, через которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Специальный комплекс упражнений

для произнесения

звука [л].

«Наш послушный язычок»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания:

  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
  • Язык должен быть широким, края его касаться уголков рта.
  • Похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок при этом не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

На губу язык клади, «пя-пя-пя» произноси.

Мышцы расслабляются, лопатка получается.

«Пароход гудит»

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

Методические рекомендации:

  • Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел!

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» его наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаться уголков рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наш послушный язычок». Как только язык станет распластанным, нужно «шпателем: поднять его наверх и завернуть его на верхнюю губу.

Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму и варенье оближу.

«Индюк»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Начало производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк болбочет).

Методические указания:

  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  • Движения языка должны быть вперед – назад, а не из стороны в сторону.
  • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Малышата – индюшата лапками топочут,

Весело болбочут: «Бл-бл-бл!»

«Приклей конфетку».

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.
  • Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  • Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

  • Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, затем быстрее.
  • Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
  • Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
  • Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Я лошадка – серый бок! Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу, цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива, хороши и хвост и грива.

«Тихая лошадка»

Цель: вырабатывать движение и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука [л].

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания:

  • Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
  • Кончик языка не должен загибаться внутрь.
  • Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду, а соседки дома  нету.

«Качели»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными [а], [ы], [о], [у].

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз,

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Специальный комплекс упражнений

для правильного произнесения

звука [р].

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» его наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаться уголков рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наш послушный язычок». Как только язык станет распластанным, нужно «шпателем: поднять его наверх и завернуть его на верхнюю губу.

Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму и варенье оближу.

«Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические рекомендации:

  • Следить, чтобы не надувались щеки.
  • Следить, чтобы ребенок произносил звук [ф], а не звук [х].
  • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

Поиграю я в футбол и забью с разбега гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик.

«Приклей конфетку».

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Методические указания:

  • Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.
  • Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  • Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

  • Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, затем быстрее.
  • Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
  • Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
  • Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Я лошадка – серый бок! Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу, цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива, хороши и хвост и грива.

«Индюк»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Начало производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк болбочет).

Методические указания:

  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  • Движения языка должны быть вперед – назад, а не из стороны в сторону.
  • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Малышата – индюшата лапками топочут,

Весело болбочут: «Бл-бл-бл!»

«Маляр»

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед – назад.

Методические указания:

  • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  • Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Красить потолок пора, пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, язык к небу поднимаем,

Поведем вперед – назад – наш маляр работе рад!

«Чьи зубки чище?»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания:

  • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
  • Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Чисти зубы, чисти зубы и снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

«Барабанщики»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать  кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д: д-д-д]. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно ускоряя темп.

Методические указания:

  • Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
  • Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
  • Кончик языка не должен подворачиваться.
  • Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Утром рано на лесной полянке

Звонко, звонко зайчик барабанит: «Д-д-д-д, да-ды, да-ды».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.