Правительством и Нацбанком утвержден план совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 241/6 утвержден план совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы.
Документ представляет собой среднесрочную стратегию повышения финансовой грамотности населения с учетом прогрессивного мирового опыта и реализации задачи по повышению эффективности этой деятельности.
Постановлением определяются цели и первоочередные задачи, приоритетные направления и темы, основные целевые группы населения, изложены принципы координации деятельности и формы межведомственного взаимодействия, отмечаются необходимость предоставления знаний населению и его мотивация к получению навыков в таких сферах, как персональные финансы, базовые финансовые знания, цифровые финансовые технологии, налоговая грамотность, страхование, защита прав потребителей финансовых услуг.
Утверждены мероприятия плана совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы, в том числе с участием ведущих сотрудников финансовых организаций и органов государственного управления. Предусматриваются разъяснение финансовых и экономических вопросов в рамках работы колл-центров и «горячих линий»; наполнение сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет организаций, оказывающих финансовые услуги, а также организаций, участвующих в реализации мероприятий плана, актуальной информацией, необходимой для принятия населением решений по финансовым вопросам. В план входит поддержание функционирования и развитие Единого интернет-портала финансовой грамотности населения.
В числе мероприятий также проведение исследований по определению уровня финансовой грамотности населения, которое будет осуществляться путем республиканских опросов населения раз в два года – в 2020, 2022 и 2024 годах. Оценку финансовой грамотности предполагается проводить по целевым группам, полу, возрасту, региону, доходам, образованию: это позволит обеспечить детальное многостороннее отображение уровня финансовой грамотности, провести более качественный анализ и составить более целенаправленные и эффективные программы в области финансового образования.
Работа по повышению финансовой грамотности в рамках настоящего плана направлена на охват широких слоев населения страны с учетом географических, возрастных, гендерных, социальных, профессиональных и образовательных отличий.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
Более подробную информацию о развитии финансовой грамотности на территории Республики Беларусь можно получить на Едином интернет-портале по финансовой грамотности населения:
http://fingramota.by/ – единый Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь;
http://infobank.by – финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику;
http://infobank.by/3485/default.aspx – страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.
http://azbukafinansov.ru/ – универсальный портал по финансовой грамотности и управлению личными финансами.
http://www.fintraining.by/ – «Центр Финансового Образования. Беларусь», созданный с целью помочь разобраться в непростом мире финансов, инвестиций, сделать шаг на пути к финансовому благополучию. На страницах портала:
• Обучающие авторские курсы;
• Современная система дистанционного образования;
• Постоянно пополняемая библиотека книг и статей на тему финансов, бизнеса и инвестиций;
• Свежие новости и аналитические статьи о важнейших событиях в мире экономики.
Причиной того, почему финансовая грамотность населения находится в удрученном состоянии, можно сказать, что одной из причин является отсутствие обучения этому, и что исправить положение можно только самостоятельно, формируя у себя правильное отношение к деньгам.
Как известно, основы восприятия окружающего мира, в том числе и финансовых вопросов, формируются у человека с ранних лет, преимущественно – в школьном возрасте. Именно поэтому очень важно, чтобы финансовая грамотность детей была правильно сформирована в этот период. Эта задача ложится, прежде всего, конечно же, на родителей, и частично – на учителей. Рассмотрим, как формируется финансовая грамотность школьников поэтапно.
Первые взаимоотношения с деньгами у ребенка начинают выстраиваться в тот момент, когда он впервые получает от родителей деньги. Как правило, первая выдача денег детям происходит с целью совершения какой-то заданной покупки (сходить за хлебом, за молоком, и т.д.). В этот момент ребенок формирует свое первое мнение о деньгах. Он понимает, что деньги – это что-то ценное, что их можно обменять на нужный товар.
То есть, первоначально дети воспринимают основные функции денег: деньги как мера стоимости и как средство платежа. |
Постепенно, при помощи родителей, они начинают понимать, что деньги состоят из бумажных купюр и монет, что купюры предоставляют большую ценность, чем монеты, и это все бывает разных номиналов. Дети учатся сопоставлять ценность купюр и монет разных номиналов, правильно подбирать банкноты и монеты для совершения нужной покупки, высчитывать сдачу. Эти основы финансовой грамотности детей закладываются, как правило, тогда, когда ребенок уже умеет производить элементарные арифметические действия – приблизительно в 6-7-летнем возрасте, совпадающем с началом посещения школы.
На втором этапе дети получают карманные деньги и учатся распоряжаться ими самостоятельно: сначала под чутким присмотром родителей, затем – с постепенным ослабеванием контроля. Здесь у ребенка закладываются первые навыки формирования личного бюджета: он учится оптимально использовать свои денежные поступления (карманные деньги) для удовлетворения своих потребностей (школьный буфет, покупка сладостей, оплата проезда, компьютерные игры и т.д.). Ребенок понимает, что чем больше он использует на оплату каких-то одних товаров и услуг, тем меньше у него останется на другие, поэтому в этот период он постепенно начинает производить планирование личного бюджета.
Задача родителей – в данном случае способствовать развитию навыков планирования, то есть, не выдавать карманные деньги по первому требованию, а учить ребенка «вписывать» свои расходы в ту сумму, которая ему выдана на определенный период.
Финансовая грамотность школьников средних классов обычно уже связана с формированием определенных сбережений и накоплений. У детей в этом возрасте появляются потребности в приобретении более дорогих вещей, и нужно разъяснять им, что такие покупки они смогут сделать за счет сбережений. А создавать эти сбережения можно за счет рационального, более экономного, расходования карманных денег, выданных им родителями.
В среднем школьном возрасте ребенок начинает осваивать вторую функцию денег: деньги как средство сбережения. |
Здесь необходимо помочь ему понять, что чем бережнее и рациональнее он будет относиться к деньгам, тем быстрее сможет достичь поставленной финансовой цели.
Финансовая грамотность школьников старшего возраста уже часто бывает связана с первыми заработками. Теперь дети не только получают деньги от родителей, но и начинают учиться зарабатывать их самостоятельно, потому что знают, что благодаря этому они смогут обеспечить себе необходимые покупки.
Сейчас существует множество вариантов заработка для школьника, причем, связаны они могут быть и с выполнением определенной работы в интернете, что менее трудоемко и более безопасно.
В этот период важно максимально обезопасить труд ребенка и уберечь его от различных финансовых афер (часто именно школьники и подростки становятся жертвами мошенников, вкладывая заработанные деньги в различные интернет-проекты, сулящие быстрое обогащение, но, по сути, являющиеся обманом).
Этот третий этап развития финансовой грамотности детей связан с познанием денег как объекта заработка и достижения более глобальных финансовых целей. |
Здесь ребенок начинает на собственном опыте понимать, как достаются деньги, поэтому уже более точно чувствует их реальную цену. Родителям в данном случае следует поощрять самостоятельные заработки ребенка и ни в коем случае не отбирать у него заработанные деньги или даже их часть (если ребенок сам отдает свои заработки в распоряжение родителям – это уже другое дело).
Вот так постепенно развивается финансовая грамотность детей и подростков, а задача родителей и учителей – помогать им в этом, подсказывать и способствовать формированию правильного отношения к деньгам.
Информация предоставлена сайтом http://fingeniy.com
К большому сожалению, финансовой грамотности не учат в школе и об этом редко говорят в семье. Удивляться здесь нечему, ведь родители и учителя в большинстве случаев в управлении финансами практически не разбираются.
Приведем основные утверждения, которые нужно знать подрастающему поколению, школьникам, желающим обрести финансовую независимость. |
1. Как мы уже отметили, этот нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить скучноватые предметы, зубрить надоедливый материал. Но нас не учат как добиться финансовой свободы.
2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату, зависив от работодателя, часто работая без выходных. Ведь 93% богатства принадлежит 7% людей! Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными денежными потоками.
3. Доходы и расходы. Приучайте себя увеличивать доходы и сокращать расходы. Например, откажитесь от чипсов, сухариков и сладкой воды. Получится двойная польза: во-первых, Вы сохраняете своё здоровье, а во-вторых, Вы сохраняете деньги, которые можно сберечь и приумножить, приближая себя к финансовой свободе. И здесь объём доходов и расходов не так важен, а важно то, что у вас остаётся.
4. Активы и пассивы. Активы приносят Вам деньги на блюдечке независимо от вашей деятельности, а пассивы наоборот съедают честно нажитое, не взирая на нас и наше положение. Чтобы стать богатым, нужно увеличивать активы и сокращать пассивы.
5. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и инвестировать как можно раньше. Помните, что чем раньше Вы начнёте свой путь к финансовой свободе, тем меньшего напряжения от вас потребуется для достижение этой цели. Время – Ваш лучший актив. Позвольте силе сложного процента поработать на Вас. Ведь, чем больше дохода Вы получите с инвестирования, тем меньше Вам придётся докладывать из своего кармана.
6. Для достижения состоятельности особых сверх способностей не требуется. Необходимо лишь быть смелым и упорным, и иметь желание и цель. По разным исследованиям, богатыми часто становятся люди без высшего образования или даже не окончившие школу (это не значит, что нужно бросить школу или институт). Просто это показывает, что специальные знания без правильного применения почти ничего не стоят.
Помните, что 80% миллионеров достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его.