.https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam
v
Утверждаю
Директор ГУО
«Чаплинская базовая школа»
_________ Т.Г.Мельникова
« »________________2024г.
План работы Родительского университета
ГУО «Чаплинская базовая школа»
на 2024/2025 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждения общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся VI, VIII классов учреждения общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся IX класса учреждения общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
- Очные (круглый, стол, дискуссия)
- дистанционные (вебинары, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
План работы родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Время проведения |
Ответст-венные |
1-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. |
Лекция |
Сентябрь |
Мглинец А.С. |
2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
Мастер-класс |
Ноябрь |
Мглинец А.С. |
3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Значение примера родителей в воспитании ребенка. |
Лекция |
Январь |
Мглинец А.С. |
4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Занятие с элементами тренинга |
Апрель |
Мглинец А.С. |
2-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. |
Семинар-практикум |
Октябрь |
Липская Г.П. |
2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. |
Круглый стол |
Декабрь |
Липская Г.П. |
3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия |
Лекция |
Февраль |
Липская Г.П. |
4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Как научить современного ребенка трудиться |
Дискуссия |
Апрель |
Липская Г.П. |
3-ий класс |
||||
1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Беседа |
Октябрь |
Зайцева Н.В. |
2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Самооценка младших школьников |
Лекция |
Декабрь |
Зайцева Н.С. |
3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Практикум |
Февраль |
Зайцева Н.В. |
4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Занятие с элементами тренинга |
Апрель |
Зайцева Н.В. |
4-ый класс |
||||
1 |
Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.
|
Лекция |
Февраль |
Койнова Е.В., Ковальчук Н.В. |
2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. |
Круглый стол |
Декабрь |
Ковальчук Н.В. |
3 |
Тема 1. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. |
Круглый стол |
Октябрь |
Ковальчук Н.В. |
4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Дискуссия |
Апрель |
Ковальчук Н.В. |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся VI - VIII классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответст-венные |
6-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
Беседа |
Октябрь |
Седько М.Н. |
2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Лекция |
Декабрь |
Седько М.Н. |
3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Семинар-практикум |
Февраль |
Седько М.Н. |
4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Беседа |
Апрель |
Седько М.Н. |
8-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Беседа |
Октябрь |
Комеко Н.П. |
2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
лекция |
Декабрь |
Комеко Н.П. |
3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Семинар-практикум |
Февраль |
Быковская В.В., Комеко Н.П. |
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Семинар-практикум |
Апрель |
Комеко Н.П. |
Утверждаю
Директор ГУО
«Чаплинская базовая школа»
_________ Т.Г.Мельникова
« »________________2024г.
План работы Родительского университета
ГУО «Чаплинская базовая школа»
на 2024/2025 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждения общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся VI, VIII классов учреждения общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся IX класса учреждения общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
- Очные (круглый, стол, дискуссия)
- дистанционные (вебинары, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
План работы родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Время проведения |
Ответст-венные |
1-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. |
Лекция |
Сентябрь |
Мглинец А.С. |
2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
Мастер-класс |
Ноябрь |
Мглинец А.С. |
3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Значение примера родителей в воспитании ребенка. |
Лекция |
Январь |
Мглинец А.С. |
4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Занятие с элементами тренинга |
Апрель |
Мглинец А.С. |
2-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. |
Семинар-практикум |
Октябрь |
Липская Г.П. |
2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. |
Круглый стол |
Декабрь |
Липская Г.П. |
3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия |
Лекция |
Февраль |
Липская Г.П. |
4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Как научить современного ребенка трудиться |
Дискуссия |
Апрель |
Липская Г.П. |
3-ий класс |
||||
1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Беседа |
Октябрь |
Зайцева Н.В. |
2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Самооценка младших школьников |
Лекция |
Декабрь |
Зайцева Н.С. |
3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Практикум |
Февраль |
Зайцева Н.В. |
4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Занятие с элементами тренинга |
Апрель |
Зайцева Н.В. |
4-ый класс |
||||
1 |
Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.
|
Лекция |
Февраль |
Койнова Е.В., Ковальчук Н.В. |
2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. |
Круглый стол |
Декабрь |
Ковальчук Н.В. |
3 |
Тема 1. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. |
Круглый стол |
Октябрь |
Ковальчук Н.В. |
4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Дискуссия |
Апрель |
Ковальчук Н.В. |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся VI - VIII классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответст-венные |
6-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
Беседа |
Октябрь |
Седько М.Н. |
2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Лекция |
Декабрь |
Седько М.Н. |
3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Семинар-практикум |
Февраль |
Седько М.Н. |
4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Беседа |
Апрель |
Седько М.Н. |
8-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Беседа |
Октябрь |
Комеко Н.П. |
2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
лекция |
Декабрь |
Комеко Н.П. |
3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Семинар-практикум |
Февраль |
Быковская В.В., Комеко Н.П. |
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Семинар-практикум |
Апрель |
Комеко Н.П. |